Чрезмерный рост потребительского кредитования
В прошедшем году Центробанк много раз не только отзывал у банков лицензию, но и активно пытался охладить рынок потребительского кредитования. Не все попытки можно назвать безуспешными, но даже в сентябре было понятно, что рост уровня потребительского кредитования всё равно превысит планку в 30%. Впрочем, как оказалось, регулятор вовсе не намерен на этом останавливаться, а потому многим банкам, которые специализируются именно на этом сегменте, придётся срочно менять стратегию.
Опасение вызывает только стремительно растущий рынок потребительского кредитования, тогда как сегмент корпоративного сейчас растёт раза в три меньше, а ведь банки, прежде всего, созданы для того, чтобы кредитовать юридических лиц. Понятно, что розничный сегмент гораздо доходнее, но граждане становятся всё более неразумными, а это грозит уже системными рисками. В Центробанке считают, что необеспеченное розничное кредитование можно наращивать до 20% в год и не более.
Напомним, что в прошлом году две инициативы регулятора привели к существенному сокращению капиталов многих банков. С 1 марта банки обязали для розничных необеспеченных кредитов повысить резервы на возможные потери, а с июля на все необеспеченные ссуды были введены повышенные рисковые коэффициенты, которые, к тому же, были привязаны к ставкам для заёмщиков.
Но нужный эффект так и не был достигнут, а потому с первого января в силу вступило очередное ужесточение относительно коэффициентов риска. Новые правила могут съесть ещё пару пунктов уставного капитала банков. К тому же, ещё до нового года был принят закон о потребительских кредитах, предусматривающий ограничение ставок по розничным кредитам.
Теперь в Банке России будут регулярно просчитывать для каждого отдельного кредита среднерыночную полную стоимость, и банкам нельзя будет от неё уклоняться более, чем на треть. Напомним, что лидерами потребительского кредитования в данный момент являются ТКС-банк, ХКФ-банк, «Ренессанс Кредит», ОТП-банк и «Русский стандарт». Им наверняка придётся коренным образом перенастраивать свой бизнес.
ХКФ-банк уже заявил о том, что будет делать ставку на сегмент качественных заёмщиков, а потому ужесточит рисковую политику и уделит самое пристальное внимание повышению сервисных услуг. В «Русском стандарте», клиенты которого являются преимущественно представителями массового сегмента, тоже мечтают об обслуживании среднего класса, но для них это вряд ли будет возможно. А вот ОТП-банк планирует развиваться в качестве универсального банка и по максимуму активизировать работу с юрлицами.
Оставьте комментарий